Речь пойдет о минимализме. Очень не хочу приравнивать минимализм к тренду. Тренд — это всего лишь тенденция, актуализация. А за тем, что актуально обычно бегут, зачастую забыв о сути и философии, которые изначально были заложены. От этого появляется множество подделок и уже непонятно где настоящий, чистый продукт, а где новый «песевдовиток» тренда. Поэтому, позвольте мне полностью отойти от этого пустого понятия.

Я часто сравниваю дизайн с приготовлением еды: Если у тебя есть всего несколько ингредиентов, ты должен быть более изобретательным
— Карел Мартенс

Итак, источники минимализма лежат в нашем сознании, которое стремится к ясности и пониманию сообщения коротко и просто. В повседневной жизни человеку не хочется вникать в картинку и сквозь множество элементов выискивать посыл, который хотят до него донести. Нам будет понятнее схема «текст — фон», а не «текст — поле элементов — фон».

Вообще, минимализм — это ограничение в инструментах создания продукта. В Европе уже давно поняли, как эти ограничения помогают создавать качественный продукт. Кто-то называет причиной этого понимания общую атмосферу, которая зависит от географических привязок, например, в той же Европе все достаточно спокойно, просто и однообразно, отсюда и складывается стилистика дизайнера. Но с другой стороны, не важно где ты родился и живешь, важно, как ты видишь и понимаешь, важно то, какие рамки ты ставишь себе и насколько правильно используешь их.

Пример крутого минималистичного дизайна

Карел Мартенс — известный нидерландский графический дизайнер говорит: «Раньше в распоряжении дизайнеров было мало инструментов: чтобы придумать что-то, мне нужны были только бумага, карандаш и ножницы.» Действительно, это так! И это помогало дизайнерам быть более изобретательными, это помогало создавать что-то интересное и новое.

Сегодня дизайнеры имеют множество инструментов для создания продукта, но, увы, эти инструменты не помогают им делать что-то поистине стоящее. В глубине множества элементов, цветов и картинок дизайнер научился прятать посыл, который так необходимо донести до потребителя. Дизайнер задает потребителю загадку и забывает давать подсказки. Отсюда выходит недопонимание. Потребитель понимает продукт по-своему и, к сожалению, не всегда верно, а иногда, не найдя ответ, запоминает лишь wow-оболочку, забыв о поиске сути.

Gimsel, Organic Supermarket(Studio Beige)

KAE — Strategic Marketing(Socio Design)

Кстати, в России очень актуален этот «Wow-дизайн». Быть может, дело в том, что наш менталитет построен на любви к «громкому самоопределению»? Поверьте, я ни в коем случае не хотел оскорбить кого-то или сказать, что это дурно. Это, всего лишь, факт, это реальность, быть может грустная для кого-то, а может быть и хорошая для других, но факт того, что чистый контент в России, зачастую, просто не понимают остается фактом.

Я позволю себе попытаться объяснить причину происходящего. Помимо менталитета, я думаю, дело в страхе и отсутствии смекалки. Страх сделать продукт «пустым» постоянно преследует дизайнера, а отсутствие смекалки не дает ему побороть этот страх. Смекалка необходима для того, чтобы настолько точно подобрать и построить верно элементы, что их минимальное количество не делает продукт пустым.

Кстати, я не говорю про заказчиков, которые «ломают» дизайнера и его представления о дизайне. Но я считаю, что 2014 году уже стоит выкинуть фразу «Клиент всегда прав!». Нужно уметь продавать такой продукт, который является симбиозом представлений заказчика, ожиданий потребителя и взглядов дизайнера.

«Handco» специально для the Courage Magazine